№ 184-ФЗ от 27.12.2002

Оглавление

    Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный)

    Введение

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" был принят с целью совершенствования правовых основ установления обязательных требований к продукции и процессам (методам) ее производства, эксплуатации и утилизации, а также для реформирования с учетом требований Всемирной торговой организации (ВТО) сфер стандартизации, подтверждения соответствия, государственного контроля и надзора.

    Этот Закон заменил действовавшие до вступления его в силу Закон о стандартизации, который устанавливал правовые основы стандартизации в России, и определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации, и Закон о сертификации, который устанавливал правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

    Необходимость разработки и принятия этого Закона вытекала из инициированного Президентом РФ процесса гармонизации отечественного законодательства, приведение его в соответствие с нормами и положениями ВТО. В послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2001 году "Не будет ни революций, ни контрреволюций" отмечено, что присоединение России к ВТО остается государственным приоритетом. Среди законодательных актов, новая редакция которых необходима для такой гармонизации, Президент РФ прямо назвал закон в области технического регулирования (послание Президента РФ "России надо быть сильной и конкурентоспособной").

    ________________

     РГ, 2001, 4 апреля, N 66.

     РГ, 2002, 19 апреля, N 71.

    Ранее существовавшие элементы систем технического нормирования безопасности и качества продукции и услуг, подтверждения соответствия, государственного контроля и надзора не образовывали единую систему взаимоувязанных мер, обеспечивающих создание качественных и безопасных продукции и услуг для граждан и государства. Их применение было недостаточно эффективно и не всегда соответствовало современным и перспективным требованиям экономического развития и международным подходам. Принятые ранее технические нормы оказывали неоправданное административное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов. В предыдущий период федеральные органы исполнительной власти наделялись излишней самостоятельностью в установлении обязательных требований и осуществлении контроля за их выполнением. Система обязательного подтверждения соответствия (сертификация и декларирование) была избыточна в отношении номенклатуры проверяемой продукции и услуг, обязательные требования во многих случаях не соответствовали целям сертификации, имелись нарушения законодательства при проведении сертификации, государственного контроля и надзора.

    В пояснительной записке к законопроекту приводятся следующие основные концептуальные положения.

    Требования к продукции разделяются на обязательные, которые устанавливаются техническими регламентами, и добровольные, которые содержатся в стандартах.

    Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимальные необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, ядерную и радиационную безопасность, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, электромагнитную совместимость и единство измерений.

    Технический регламент также может предусматривать особые требования к продукции, процессам (методам) производства и эксплуатации, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (например, инвалидов).

    Обязательные технические требования могут устанавливаться только федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Процедура разработки технических регламентов обеспечивает учет общественных потребностей в области установления требований к продукции (мнения предпринимателей и иных заинтересованных лиц), объективность и прозрачность требований, что соответствует положениям документов ВТО.

    Изменяются правовые основы и принципы стандартизации в России, национальная система стандартизации, порядок разработки и применения стандартов.

    Декларирование и сертификация, как формы подтверждения соответствия, наполняются новым содержанием и устраняют необоснованные препятствия для развития предпринимательской деятельности.

    Декларирование соответствия применяется только в случае обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Декларацию о соответствии может принимать изготовитель (продавец) либо на основе собственных доказательств, либо на основе собственных доказательств и доказательств, представленных иными лицами.

    Декларация регистрируется в уведомительном порядке.

    Сертификация может осуществляться на добровольной основе в системах добровольной сертификации или в обязательном порядке. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, исполнителей, продавцов) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям, перечень которых определяется договором между заявителем и органом по сертификации. Соответствующие системы добровольной сертификации и знаки соответствия систем добровольной сертификации подлежат государственной регистрации, которая осуществляется в уведомительном порядке.

    Обязательная сертификация проводится в случаях и в порядке, предусмотренных техническими регламентами.

    В случае проведения обязательного подтверждения соответствия продукция маркируется единым национальным знаком обращения на рынке.

    Законом устанавливаются ответственность и процедуры, применяемые в случаях несоответствия требованиям технических регламентов. Вводятся положения о принудительном отзыве продукции.

    Повышаются ответственность и стимулы предприятий по соблюдению обязательных требований безопасности: предусмотрены новые для российского законодательства процедуры, направленные на ограничение возможного ущерба в случае выпуска на рынок опасной продукции. Ответственность предприятий в случае фактического нарушения технических регламентов существенно усиливается, причем наиболее жесткие формы имущественной ответственности предполагается применять только в судебном порядке.

    В целях совершенствования законодательной основы технического регулирования в комментируемый Закон неоднократно вносились изменения, которые рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям. Здесь же представляется целесообразным лишь упомянуть об актах, которыми эти изменения были внесены. В частности, это:

    Федеральный закон от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации";

    ________________

     СЗ РФ, 2005, N 19, ст.1752.

    Федеральный закон от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании";

    ________________

     СЗ РФ, 2007, N 19, ст.2293.


    Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта";

    ________________

     СЗ РФ, 2007, N 49, ст.6070.


    Федеральный закон от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации";

    ________________

     СЗ РФ, 2008, N 30, ч.II, ст.3616.


    Федеральный закон от 18 июля 2009 года N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании";

    ________________

     СЗ РФ, 2009, N 29, ст.3626.


    Федеральный закон от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    ________________

     СЗ РФ, 2009, N 48, ст.5711.


    Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

    ________________

     СЗ РФ, 2010, N 1, ст.5.


    Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 385-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании";

    ________________

     СЗ РФ, 2010, N 1, ст.6.


    Федеральный закон от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково";

    ________________

     СЗ РФ, 2010, N 40, ст.4969.


    Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании";

    ________________

     СЗ РФ, 2011, N 30, ч.I, ст.4603.


    Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования безопасности в области использования атомной энергии";

    ________________

     pravo.gov.ru, 2011, 1 декабря.


    Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    ________________

     pravo.gov.ru, 2011, 7 декабря.


    Федеральный закон от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";

    ________________

     pravo.gov.ru, 2012, 30 июля.


    Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании";

    ________________

     pravo.gov.ru, 2012, 4 декабря.


    Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

    ________________

     pravo.gov.ru, 2013, 8 июля.


    Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 238-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О техническом регулировании";

    ________________

     pravo.gov.ru, 2013, 24 июля.


    Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    ________________

     pravo.gov.ru, 2013, 30 декабря.


    Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";




    ________________

     pravo.gov.ru, 2014, 24 июня.


    Федеральный закон от 20 апреля 2015 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций";

    ________________

     pravo.gov.ru, 2015, 21 апреля.


    Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 160-ФЗ "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    ________________

     pravo.gov.ru, 2015, 30 июня.


    Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос";

    ________________

     pravo.gov.ru, 2015, 13 июля.


    Федеральный закон от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";

    ________________

     pravo.gov.ru, 2015, 28 ноября.


    Федеральный закон от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации".

    ________________

     pravo.gov.ru, 2016, 5 апреля.

    Комментарий к главе 1. Общие положения     
    Комментарий к статье 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

    1. В пункте 1 комментируемой статьи определен предмет регулирования комментируемого Закона, т.е. названы общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

    Ранее, до принятия комментируемого Закона, данные отношения были урегулированы двумя основными законодательными актами - Законами 1993 года о стандартизации и о сертификации. Закон 1993 года о стандартизации, как указано в его преамбуле, устанавливал правовые основы стандартизации в России, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определял меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Закон 1993 года о сертификации согласно его преамбуле устанавливал правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

    С принятием комментируемого Закона регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и регулирование отношений в области оценки соответствия осуществлялось одним законодательным актом - комментируемым Законом. Правовое регулирование отношений в названных областях согласно определению, данному в ст.2 этого Закона, и представляет собой техническое регулирование.

    С принятием и вступлением с 1 июля 2016 года в силу Закона 2015 года о стандартизации предмет регулирования комментируемого Закона сужен, поскольку Закон 2015 года о стандартизации согласно ч.1 его ст.1 устанавливает правовые основы стандартизации в России, в т.ч. функционирования национальной системы стандартизации. Соответственно, Законом 2016 года N 104-ФЗ в связи с принятием Закона 2015 года о стандартизации внесено изменение в п.1 комментируемой статьи: если ранее указывалось, что комментируемый Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, то теперь указано на применение и исполнение на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия.

    В отличие от приведенных выше положений Законов 1993 года о стандартизации и о сертификации в п.1 комментируемой статьи прямо перечислены все стадии "жизненного" цикла ОТР - процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (следует заметить, что применительно к обязательным требованиям такое полное перечисление сделано после внесения изменений Законом 2007 года N 65-ФЗ). Законом 2011 года N 255-ФЗ, принятым в части ускорения интеграционных процессов по сближению законодательств государств-членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Европейского союза, снижения технических барьеров в торговле, создания национального органа по аккредитации, уточнено, что речь идет о требованиях к продукции, в т.ч. зданиям и сооружениям (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "продукция"), или к продукции и связанным с требованиями к продукции перечисленным процессам.

    Открыть полную версию документа.


    Александр Курчий
    Руководитель конструкторского бюро

    Рассказать друзьям:

    decor
    decor

    Мы производим

    Горизонтальные

    Горизонтальные резервуары

    Вертикальные

    Вертикальные резервуары

    Силосы

    Силосы

    Очистные сооружения

    Очистные сооружения от производителя

    decor

    Приезжайте к нам в гости

    ИНН: 7604352745
    ООО «Стилар»
    Юридический адрес:
    г. Ярославль, ул. Комсомольская, д. 18, помещение 5
    Адрес производства:
    Московская область, г. Клин, ул. Волоколамское шоссе, д. 25, корп. 1
    Остались вопросы или нужна консультация?
    Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь
    с политикой конфиденциальности
    Вадим Викторович
    Вадим Викторович
    Генеральный директор
    youtube-prew

    Заполните опросный лист
    и получите коммерческое предложение

    Получить расчет и коммерческое предложение  

    Свяжемся с вами
    в течение 30 минут

    Напишите нам:

    На сайте используются файлы cookie и сервис «Яндекс Метрика» для анализа пользовательской активности.
    Понятно